Контентная фильтрация для образовательных учреждений

Сегодня хотим обсудить важную тему — защита детей от вредоносного контента в сети, ведь с каждым годом активность в сети маленьких пользователей неуклонно растёт. Вместе с огромными возможностями, которые интернет предоставляет пользователям, существует серьезная опасность доступа к нежелательному или вредоносному контенту.

Часто то, что на первый взгляд взрослому человеку кажется глупым или безобидным, может сильно повлиять на душевное и психологическое здоровье маленького пользователя. Ребенок, находясь под влиянием неконтролируемого или вредоносного контента, может столкнуться с материалами, которые не только несут вред, но и имеют потенциально разрушительный эффект на его развитие и благополучие.

Одним из ключевых механизмов защиты детей в онлайн-среде является ограничение доступа к неподходящему контенту. Для этого существуют различные инструменты и программы, которые позволяют отфильтровать контент, доступный для детей. К их числу относятся настройка поисковых систем, использование специального программного обеспечения и контент-фильтров, которые блокируют или ограничивают доступ к определенной категории контента.

Ограничений контента требуют не только личные устройства детей, важно также обеспечить безопасное пребывание в интернете в школах и образовательных учреждениях. Давайте ознакомимся с требованиями к контент-фильтрации для школ и учебных заведений подробнее.

Требования к фильтрации трафика в школах и прочих учебных заведениях

Считается, что вредоносный для детей контент включает информацию или материалы, которые могут быть пагубными для их физического, эмоционального или психологического развития. К таким типам контента, прежде всего относятся:
  • материалы сексуального характера, предназначенные для взрослых (порнографический контент);
  • контент, содержащий сцены насилия и жестокости, в том числе над животными, а также изображения насилия или физических повреждений;
  • угрозы и призывы к насилию, обижающие негативное отношение к другим людям или порождающие дискриминацию, нарушение общественного порядка и противодействие законам;
  • контент, поощряющий самоповреждение и поддерживающий опасное поведение, вплоть до доведения до самоубийства (призывы к суициду);
  • пропаганда наркотиков и алкоголя;
  • азартные игры и онлайн-казино, онлайн-игры, содержащие сцены жестокости.


В Российской Федерации правовые нормы и политики в отношении нежелательного или вредного для детей контента регулируются требованиями закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — базовый законодательный акт, принятый с целью обеспечения безопасной и здоровой информационной среды для молодых граждан. Закон устанавливает ответственность родителей за контроль за доступом детей к информации, а также предоставляет обязанности образовательным организациям и другим учреждениям по защите детей от вредного контента.

Основной целью закона № 436-ФЗ является защита детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, включая содержание, способствующее формированию у детей низкой социальной, духовной или моральной сферы жизни, насилия, наркомании, алкоголизма и пропаганду негативных поведенческих моделей. Под запрет попадает распространение подобной информации среди несовершеннолетних, соответствующий контент должен быть иметь возрастные ограничения.

По закону № 436-ФЗ использование фильтров и средств контроля доступа для организаций, предоставляющих доступ к информационным ресурсам, является обязательным, в том числе и контентная фильтрация.

Контентная фильтрация интернета в школах и образовательных учреждениях — это процесс установки и использования программного обеспечения или оборудования, которые позволяют отфильтровывать и контролировать доступ к определенному контенту в сети интернет в рамках школьной сети. Главная цель контентной фильтрации в школах — сформировать безопасную и соответствующую целям образования среду для учащихся и обеспечить соблюдение правил и политик, связанных с использованием интернета в образовательных целях.

Закон № 436-ФЗ является действующим инструментом для защиты детей от негативных воздействий цифровой среды. Для его эффективной реализации требуется участие не только со стороны государства, но и со с стороны образовательных учреждений, родителей и опекунов. Ранее Минцифра прорабатывала вопрос строительства всероссийской системы ограничения доступа детей к нежелательному контенту, однако позже от этого проекта отказались, поскольку на рынке существует большое число подобных решений, многие из которых внедрены провайдерами и образовательными учреждениями.

К таким эффективным решениям относится подсистема контентной фильтрации из состава межсетевого экрана следующего поколения Ideco UTM. Рассмотрим ее возможности далее.

Контентная фильтрация для школ средствами Ideco UTM


Ideco UTM предоставляет возможности для контентной фильтрации трафика, что позволяет контролировать доступ к различным видам информации и контента в сети. Эта важная функция помогает защитить пользователей от потенциально вредного, нежелательного или неподходящего контента, в том числе, в рамках сети образовательного учреждения.

Важным отличием Ideco UTM является простота его настройки и большое число преднастроенных правил фильтрации, чье применение не требует от администраторов глубоких знаний по сетевым устройствам и информационной безопасности — такое устройство подойдет для образовательных учреждений любых размеров.

Принцип работы контент-фильтра прост: на каждом запросе сайта или отдельной страницы сайта проверяется его наличие в списках запрещенных ресурсов. Для удобства администрирования и настройки фильтрации списки запрещенных ресурсов поделены на соответствующие категории (порядка 140 категорий на миллионы URL, регулярно обновляемых вендором).
Рисунок 1 — Правила контент-фильтра Ideco UTM

Для удобства администрирования ведутся белый (разрешенные источники контента) и черный (запрещенные сайты и домены) списки. Контент-фильтр из состава Ideco UTM предоставляет данные для средств мониторинга использования интернета, а также информацию о попытках доступа к запрещенному контенту для последующей аналитики и отчетности.
Рисунок 2 - Создание нового правила контент-фильтра Ideco UTM

Процесс создания и управления правилами контентной фильтрации весьма прост, интуитивно понятен и не требует дополнительных навыков от администраторов учебных заведений. Заказчики сами выбирают нужные категории и параметры фильтрации под свои индивидуальные потребности, реализуя утвержденные в образовательной организации политики безопасности и создавая для юных пользователей безопасную среду.

Дополнительно Ideco UTM оснащен вспомогательными механизмами безопасности, которые могут быть применены для контентной фильтрации в школах. В частности, средствами Ideco UTM может выполняться антивирусная фильтрация трафика, обнаруживающая и блокирующая потенциально вредный или опасный для пользователей контент. Кроме того, для каждого пользователя ведется индивидуальный учет времени доступа и квотирование по времени и объему потребляемых ресурсов. Также можно установить расписание для доступа в Интернет и ограничить его в определенные часы и периоды времени, подстроившись под учебный процесс.

Наконец, Ideco UTM включает безопасный поиск в поисковых системах, ограничивая доступ к нежелательному контенту со стороны детей.

Подводя итог, можно сказать, что Ideco UTM предоставляет эффективные средства для контентной фильтрации для школ и прочих учебных заведений, отличающиеся своей простотой и производительностью.
Кейс заказчика: защита сети Южно-Уральского государственного медицинского университета
В качестве примера эффективности применения Ideco UTM в вопросах обеспечения информационной безопасности учебного заведения приведем проект с Южно-Уральским государственным медицинским университетом. Целью проекта, прежде всего, была замена иностранного решения на отечественное с функциями фильтрации трафика, предоставления удаленного доступа и контроль доступа пользователей к сети Интернет, ведения электронных журналов.

Контент-фильтр из состава Ideco UTM позволил руководству университета обеспечить безопасную и контролируемую среду онлайн-обучения, защищая студентов рисков, связанных с нежелательным и вредоносным контентом, и снижая отвлекающие от учебного процесса факторы, сохраняя при этом педагогическую ценность онлайн-ресурсов.

По результатам реализации проекта заказчик отметил высокую эффективность Ideco UTM и продолжает его эксплуатацию по сей день.
Резюме
В заключение хочется еще раз обратить внимание на то, что защита детей от вредоносного контента в сети и создание безопасной цифровой среды — это коллективная обязанность государства, родителей, учебных заведений и широкой общественности. Безусловно, значимость контентной фильтрации трудно переоценить, но она не может быть единственным средством обеспечения безопасности юных пользователей. Необходимо применять дополнительные меры по обучению сотрудников образовательных учреждений и вовлечению родителей в образовательный процесс для формирования успешного опыта нахождения детей онлайн и противодействию киберугрозам. Важно, чтобы каждый ребенок имел представление о безопасном поведении в сети Интернет, защите конфиденциальных данных, цифровой этике и гигиене — только так он сможет защитить себя и свои данные и построить продуктивные отношения с цифровыми технологиями.
Как протестировать и где получить консультацию
Если у вас возникли вопросы по функциональности Ideco UTM или вы хотите протестировать наш межсетевой экран, оставьте заявку ниже для получения консультации или доступа к демо-версии.